Заговор насекомых

Последние пару лет Александровский сад регулярно подвергается всякого рода улучшениям, и с каждым разом логика его улучшителей становится всё более странной. Для начала по сторонам Кутафьей башни (памятник ЮНЕСКО) были построены нарядные пластмассовые КПП, закрывшие её боковые фасады. КПП вещь, что ни говори, практичная – если принимать во внимание, что Московский Кремль по сию пору носит гордое звание «крупнейшей действующей крепости Европы». В общем, это понять по-человечески можно.

Дальше больше: осенью 2012-го в саду была вырублена липовая аллея, посаженная к 800-летию Москвы. Эта история имела гораздо больший резонанс, потому что Александровский парк – одно из самых общих общественных мест столицы. И когда некие федеральные службы берутся его корректировать, не считая нужным даже сообщить москвичам о своих планах, это, как бы сказать, настораживает. А отсутствие видимого практического смысла и вовсе пугает – в народе тут же пошли разговоры о том, что действующей крепости необходима простреливаемая эспланада, значит, рубят оттого, что ждут неприятеля. По этой логике, нелепый густой ельник, насаженный в те же дни вдоль кремлевской стены в Среднем Александровском саду, должен играть роль маскировки. Несмотря на идиотизм обеих теорий, опровергнуть их непросто, потому что иного смысла (даже в рамках практики “освоения сумм”) в глумлении над знаменитым садом не наблюдается.

В мае этого года сад был, условно говоря, украшен памятником патриарху Гермогену. Место для памятника было указано сверху ещё до начала конкурса. Почему именно это — аккурат напротив фонтана с конями и выпускницами, поперек классической оси меж воротами и гротом – никто не знает. Победитель конкурса профессор Салават Щербаков, похоже, и не пытался справиться со сложностью назначенной площадки. Мы обсуждали памятник Гермогену с другим скульптором, Николаем Аввакумовым, стараясь предельно абстрагироваться от собственных “нравится – не нравится”. Николай долго перечислял совершенно очевидные проколы: “Как известно, произведение искусства судят согласно законам, по которым оно создано. Этот памятник – фасадная композиция, которая рассчитана на восприятие с одной стороны. Стоит, при этом, в центре клумбы с круговым обзором, лицом к “яме” у подземного перехода, спиной к центральной аллее”. И так далее.

Кроме того, крайне пафосный Гермоген оказался в компании церетелиевских зверюшек с одной стороны, а с другой – мыслителей-социалистов, чьи имена выбиты на ленинском обелиске у грота. О том, чтобы подвинуть любимое народом произведение “нашего везде” не может быть речи, а вот обелиск явно мозолит глаза. Мнение Галины Ананьиной, должность которой на сайте фонда постановки памятника Гермогену означена как «самая главная»: “Конечно, можно было бы не поднимать этот вопрос, но раз уж установлен памятник Патриарху, приведшему саму династию Романовых на трон, то может ли он оставаться с Марксом, Плехановым, вот со всем этим…?”

Мнения мнениями, но обелиск, установленный в 1914-м и творчески переработанный в 1918 году по указу Ленина, действительно исчез 30 июня сего года. Задним числом руководитель пресс-службы Управления делами президента Виктор Хреков разъяснил, что обелиск-де был крив и угрожал падением, потому резко демонтирован. А также обещал, что вскоре обелиск вернется на место в том же виде.

Напомню историю этого монумента: едва понаехав в Москву, Владимир Ленин попросил удалить с гранитной поверхности имена тиранов и геральдику поверженного режима, а вместо неё поместить надписи “Р.С.Ф.С.Р.” (возможно, первое появление этой аббревиатуры в граните) и “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. А также лично им утвержденный список имен правильных мыслителей, от Кампанеллы и Чернышевского до Маркса и Энгельса. И поскольку “романовская” резная декорация не была удалена полностью, получилось то, что теперь принято называть палимпсестом – странное и многозначительное наслоение смыслов, последний памятник царизма, спрятанный внутри первого монумента советской власти, правда истории как она есть.

Стало быть, если кому кажется, что присутствие Чернышевского за спиной Гермогена нежелательно, то есть только два законных способа устранить затруднение. Правильный, оптимальный: сдать означенный палимпсест, сам по себе уникальный исторический памятник, в архив (скажем, в парк Музеон, в гости к Железному Феликсу), а в Александровском саду соорудить точную копию Романовского обелиска. Думаю, против такого решения протестовали бы только самые увлеченные ленинисты. И второй способ, не очень правильный: имитировать сбитые дореволюционные элементы накладными деталями, поскольку восстановить их иначе, не нарушив целостность исторического подлинника, невозможно – это камень.

Благоустроители выбрали третий вариант, дикий во всех отношениях. Они развернули монумент на 90 градусов (по оси Гермогена, но боком к Аллее городов-героев), стесали напрочь надписи 1918 года (отчего верхняя часть обелиска стала тоньше), а поверх приклеили не то чтобы грубую, а заведомо лживую имитацию “романовского” декора. “Церковный вестник” опубликовал материал, где со слов авторов проекта говорится о том, что декор восстановлен “в полном соответствии с исторической правдой”. Снова вранье, потому что Николай Аввакумов подобрал сравнительные фотографии предреволюционного обелиска и его как бы реставрации – полное непопадание! Не тот орел, не тот святой Георгий, не тот шрифт, всё не то. Очевидно, что надписи в оригинале — ручной работы, а в версии Щербакова это компьютерная разметка, посаженная не по краям поля, а отчего-то по центру, притом с грамматическими ошибками (Ъ вместо Ь). Как сказал Николай, “я бы им простил Энгельса, если бы это была честная работа, но я догадываюсь, почему “реставрацией” занимались неучи – у настоящего реставратора никогда рука бы рука не поднялась калечить подлинник”.

Статья в “Вестнике” заканчивается словами: “Остается надеяться, что больше никому не придет в голову обтесывать исторический гранит, чтобы написать на нем что-нибудь иное”. А почему нет?! Что было дважды, то может быть трижды. Ленин кромсал выстроенный четырьмя годами ранее, с точки зрения того момента художественно посредственный символ прежнего режима (поступить иначе он мог разве что заложив динамиту). Профессор Щербаков прошелся по вполне состоявшемуся, государственно как бы охраняемому памятнику. Так что это не восстановление справедливости, а всё тот же треклятый замкнутый круг русской истории, отказывающейся учиться на своих ошибках.

…А теперь самое интересное: одновременно, в этом октябре, всплыл скандал с другими обелисками, ровесниками Романовского. Лишь год спустя после 200-летней годовщины Бородинского сражения так называемые блогеры заметили факт подмены — на этот раз уже полной — ряда памятников, поставленных в Бородино в 1912 году. Вместо подлинных монументов — грубые копии из другого камня, степень попадания в оригинал – ещё меньше, чем в Александровском саду. На сайте госзакупок нашлось подтверждение того, что замена материала была заранее предусмотрена заказом Министерства культуры. Как будто происходит нарочный мухлёж, подмена живой истории коварной фальшивкой — вроде похожей, но в то же время намеренно искаженной, чтоб никто не догадался.

Вот как хотите, а я не могу найти этому логических оправданий — ни родное головотяпство, ни забвение профессиональной совести, ни система распилов и откатов здесь ни при чём. Никогда не верил в теорию заговора, но всё чаще вспоминаю цитату из “Людей в черном”: “Юноша, представь себе гигантского таракана с жутким комплексом неполноценности, который шляется по Манхеттену в человечьем обличьи. Что, нравится?”

А если вы не верите, что меж нами бродят переодетые патриотами и реставраторами космические тараканы, то вот вам ещё один сенсационный пасьянс от скульптора Аввакумова. Ровно напротив Романовского обелиска стоит восстановленный после пожара Манеж (номинация “Лучший реализованный проект 2005 года”). Его ампирные фасады не пострадали от огня и нуждались только в ремонте. Но сравнивая старые и новые фотографии, мы вдруг понимаем, что внешний декор был заменен на похожий, но расположенный в ином порядке – лепнина фриза развернута зеркально, филенки дверей поменялись местами. Зачем? А чтоб никто не догадался. Ваше слово, господа конспирологи.

Александр Можаев

Фото с http://hitrovka.livejournal.com/

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1147994&cid=7

Запись опубликована в рубрике Власти, Возрождение утраченного, Преступление против наследия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Заговор насекомых

  1. Бюро пропаганды МГО говорит:

    Мнение эксперта

    Памятник в честь 300-летия дома Романовых (с 1918 г. – памятник мыслителям и борцам за освобождение
    трудящихся). Расположен в охранной зоне Кремля. Является элементом комплекса памятников «Александровский сад». Согласно паспорту, опубликованному на сайте Министерства культуры, памятником архитектуры республиканского значения согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.

    Первоначально обелиск был создан в русском стиле. Резьба по камню была выполнена по мотивам
    владимиро-суздальской резьбы в творческой переработке автора проекта Сергея Александровича Власьева. Обелиск был увенчан изящно прорисованным двуглавым орлом, воспроизводящим герб первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Сразу размещался герб Дома Романовых, изображённый объёмно в общей стилистике,
    восходящий к древнерусским образцам резьбы. Сверху вниз в камне были выбиты имена от Михаила Фёдоровича до Николая II объёмными буквами. Все надписи на памятнике были сделаны в славянской орфографии.
    Фасад первоначально украшали гербы царств, вплетённые в резные обрамления. В центре было изображение Георгия Победоносца, выполненное по рисунку, близкому к изображениям на древних иконах. В самом низу находилась надпись “в память 300-летия воцарения Дома Романовых”, выполненная также в славянской
    орфографии. Судя по сохранившейся фотографии, первоначальная идея памятника и композиция декора были сохранены, но были внесены изменения в орфографию надписи.

    В 1918 году – через 4 года после установки, которая состоялась в июле 1914 года, к празднованию
    300-летию царствования Дома Романовых, –согласно решению исполкома Моссовета от 17 августа 1918 г.,
    он был переделан под руководством архитектора Н. А. Всеволожского.

    95 лет обелиск простоял в таком виде (не считая его перенос на нынешнее место в 1966 году в связи с
    созданием Мемориала Могила Неизвестного солдата) и несомненно являлся важным историческим свидетельством.

    С гранитной поверхности обелиска были удалены имена царей и геральдические символы поверженного режима, а вместо неё помещены надписи «Р.С.Ф.С.Р.» (возможно, первое появление этой аббревиатуры в граните) и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А также утвержденный лично Лениным список имен мыслителей – от Кампанеллы и Чернышевского до Маркса и Энгельса. И поскольку «романовская» резная декорация не была удалена полностью, получилось то, что теперь принято называть палимпсестом – странное и многозначное
    наслоение смыслов: последний памятник царизма, спрятанный внутри первого монумента советской власти, – правда истории, как она есть.

    1–2 июля 2013 года обелиск был спешно демонтирован, о чём общественность и даже заместитель Генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А. Л. Баталов узнали случайно. Пресс-секретарь
    управделами президента Виктор Хреков заверил, что памятник не снесли, а отправили на реставрацию. По словам Хрекова, обелиск был в аварийном состоянии (при этом пресс-секретарь не предъявил ни одного экспертного заключения). В интервью Виктор Хреков заверил, что памятник вернётся с именами мыслителей к 4 ноября.

    И только когда обелиск начали собирать, стало видно, что охраняемый законом памятник искажён.

    1. Первоначально – в 1914 году – он был развёрнут в сторону главного входа в Александровский сад и
    вплоть до 1966 года стоял на этом месте. Затем в 1967 году был перенесён к гроту в связи с созданием памятника Неизвестному солдату, но всё также оставался развёрнутым в сторону главных ворот. Перед памятником была устроена небольшая площадка.

    Авторы нынешнего проекта развернули памятник в сторону аллеи. При этом ранее установленный в мае
    2013 года памятник Гермогену развёрнут спиной к аллее. Надо отметить, что место установки памятника патриарху Гермогену выбрано неудачно.

    Непонятно, почему надо было трогать сформировавшийся в советский период мемориальный комплекс,
    внося в него сочетание несочетаемого? Началось всё со сказок Церетели. Буквально с другой стороны Троицкого моста нет ни одной скульптуры. Там и Гермогена можно было бы поставить на фоне кремлёвской стены, архитектурно это оформить, сделать ступени к нему, чтобы подниматься, а не спускаться в низину,
    как это сделано сейчас. Обелиск, конечно, надо было создавать новый. Есть технология 3D сканирования, а утраченные детали можно было домоделировать. Можно было поставить новый обелиск по центру аллеи в среднем
    саду. Можно было бы создать новый обелиск в проектируемом парке Зарядье у дома бояр Романовых. Или в память о Патриархе Гермогене восстановить Чудов монастырь, где Святейший принял мученическую смерть. В любом случае – данный вопрос находится в компетенции Методсовета Министерства культуры РФ и органов охраны культурного наследия.

    2. Работы, которые были проведены на Объекте культурного наследия, нельзя назвать реставрацией.
    Авторский коллектив не имел опыта проведения именно реставрационных работ и не имел право участвовать в проведения таких работ. В результате был утрачен вид памятника, в котором он существовал 95 лет. Мы потеряли советский памятник и при этом не был достоверно восстановлен романовский вид.

    3. Для воссоздания облика Романовского обелиска не были проведены достаточные историко-архивные исследования. Авторский коллектив опирался только на эскиз Власьева, на котором даже надпись на столбе условно заполнена буквами алфавита.
    Профессионалам известно, что после стадии эскизного проекта всегда есть уточнения. Автор прорисовывает каждую деталь в натуральную величину. Затем по этим рисункам делаются модели в натуральную величину и опять всё уточняется. И только старые фотографии дают представление о том, как выглядел памятник. И
    такая фотография была всё это время в открытом доступе в интернете. Надо было поискать, и нашлись бы и другие изображения. По методике реставрации или восстановления использование авторского проекта крайне ограничено (а вдруг во время строительства изменился авторский замысел?) и возможно только при полном
    отсутствии графических или фотоматериалов утраченных частей. Все мы видим, что детали разнятся, что в очередной раз проектом занимались далёкие от реставрации люди.

    Сравнивая историческую фотографию с проведёнными работами, установлено:

    1. Изготовленный венчающий орёл имеет принципиально другую деталировку. Первоначально обелиск был увенчан изящно прорисованным двуглавым орлом, воспроизводящим герб первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. В новоделе другое количество перьев на крыльях, другой размер и форма хвоста. И главная ошибка, что на орле времён первого царя из Романовых изображена Большая императорская корона. Это нелепость и искажение авторской идеи.

    2. В новоделе Грифон совершенно не похож на оригинального. Он – тяжеловесный с крупными деталями. Рельеф относительно фона превышен раза в два. Там не наблюдается ничего общего с оригиналом. Даже размер его крупнее и совершенно другой стиль. В оригинале – изящная прорисовка силуэта и деталей. Стилистика, восходящая к древнерусским образцам резьбы.

    3. Столб с именами государей пока не представлялось возможным осмотреть. Он пока недоступен для осмотра. Не исключено, что в текстах будут также отмечены ошибки. Кроме того, из публикаций в прессе известно, что новодельщики использовали старые блоки, стесали надписи советского памятника и вырезали новые надписи. Это, конечно, реставрацией назвать нельзя.

    4. И наконец, основание памятника. В центре “воссоздатели” стесали надпись “Р.С.Ф.С.Р.” и разместили Георгия Победоносца – и не попали в стилистику Власьевского памятника. В эскизе и на фотографии изображение совсем
    другое – восходящее к древней иконографии. Там иная форма плаща, постановка рук Св. Георгия и ног лошади. Новодельное изображение видимо скопировано с позднего герба Москвы.

    В изображениях царств сложно было ошибиться, но и здесь не так. В оригинале было по списку сверху-вниз: герб царства Казанского, герб царства Астраханского, герб царства Польского и т.д. А в новодельном варианте – слева-направо. Щитки гербов были наклеены поверх старых, поэтому их фон вышел вперёд, а подлинные изображение грифонов остались на своей глубине. Это хорошо видно сбоку, так же как и швы склейки. 

    И ещё про самую главную надпись. После того, как житель Германии Шарль Бутлер, изучающий историю России, обратил внимание на ошибку в слове “память” (очень символично в таком слове ошибиться) поднялся шум в интернете и прессе. Через 2 дня после этого были предъявлены две только что исправленные ошибки. Наклеили
    мягкий знак и дефис. В результате изменений строка “въ память” получилась смещенной влево. Другие буквы, написанные в оригинале в славянской орфографии (Ѡ), не исправили. Кроме того, вынос букв от фона должен быть активнее в 3 раза, как было в оригинале. В нынешнем виде надпись не монументальная, не “работает”
    на расстоянии, как было задумано Власьевым. В оригинале иная прорисовка букв и композиция строк. “РѠмановыхъ” в оригинале было написано крупнее. Новодельщики использовали компьютерный шрифт Izhitsa, а не следовали рукотворному авторскому написанию на старославянском.Таким образом, часть декора была наклеена, а часть (буквы) были выбиты ещё глубже первоначального фона.

    И все эти ошибки при сравнении видны невооружённым глазом, даже неспециалисту. Поэтому совершенно очевидно, что по Обелиску, установленном в таком оскорбительном виде, будут судить о нашем времени, о современной России, что категорически недопустимо.

    Представляется целесообразным отменить открытие и освящение памятника во избежание большого политического скандала. И решить в экспертном сообществе дальнейшую судьбу памятника. Наказать всех виновных в порче Объекта культурного наследия, в введении в заблуждение, в нарушении конкурсных процедур и финансовой дисциплины; отстранить от дальнейших работ по объекту. Если будет стоять вопрос о восстановлении обелиска Романовых, то советую обратиться к известному архитектору-реставратору Андрею Анисимову, который работает с камнем в русской стилистике, близкой проекту Власьева.

    Николай Аввакумов, член ЭКОСа при Главном архитекторе города Москвы, член Совета МГО ВООПИиК, общественный инспектор Москомнаследия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.