День Православной книги

Священный Синод Русской Православной Церкви на состоявшемся 25 декабря 2009 года заседании рассмотрел вопрос о мерах по дальнейшему расширению церковной проповеди через книгу. Священный Синод постановил учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года. День православной книги будет проводиться во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Книжники Московского Государя Иоанна IV Грозного, явно предвосхищая Лютера и Кьеркегора, совершенно точно определили, что в типографской краске царского книгопечатника Ивана Федорова живёт дьявол. Эта экспертиза¸ как считают историки, и привела к тому, что Первопечатник покинул Москву и отбыл в Литву.

Вряд ли был столь прост Грозный Царь, что из-за лаяния иудействующих мракобесов изгнал из Москвы столь перспективного  для целей внешней разведки человека, как Иван Фёдоров Рогоза (из этого древнего белорусского шляхетского православного рода происходил типограф Грозного). Конечно же, Иван Фёдоров ещё много послужил  Государю и России на её западных границах: послужил и делом (распространяя русскую грамоту) и, возможно, информацией, и влиянием (его влияние на выдающегося православного деятеля Западной Литовской Руси Константина Острожского – неоценимо). За свою жизнь русский первопечатник и разведчик Иван Фёдоров объездил значительную часть Польши, Германии, Австрии, Сербии, свободно посещал монастыри, академии, типографии. Ивана Федорова торжественно принимали польские короли Сигизмунд II Август, Стефан Баторий, император Священной Римской империи Рудольф II, с ним переписывался саксонский курфюрст Август.

Но главное, недолго прослужив делу Царёву в Москве, Иван Фёдоров вошёл в русскую историю, как «Первопечатник», основатель русского книгоиздания и в первую очередь – духовного книгоиздания. Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года 1 марта (14 марта но новому стилю) учреждён День православной книги в память. Именно в этот день в 1564 году в московской типографии Ивана Фёдорова был отпечатан последний экземпляр знаменитого «Апостола» –  выпущенного Иваном Фёдоровым.

Следует отметить, что вопрос о времени появления на Руси первой типографии считался непроясненным до тех пор, пока известным русским историком М.Н. Тихомировым не была обнаружена запись в малоизвестном «Тотемском летописце» о начале печатания книг в Москве при митрополите Макарии в 1553 году. За время существования и работы этой книгопечатни издано, по меньшей мере, семь книг духовного содержания («Триодь постная», «Триодь цветная», три «Четвероевангелия» и две «Псалтыри»), которые обычно обозначают как анонимные, поскольку они не имели данных о месте и годе выпуска. Издал их «мастер печатных книг» Маруша Нефедьев, но среди его ближайших помощников, несомненно, был и Иван Федоров. Об этом свидетельствует преемственность полиграфических приемов книг Маруши Нефедьева и продолжателя его дела.

Но именно фёдоровская типография стала краеугольным камнем русского книгопечатания, т.к. была основана на царские деньги и получила всемерную поддержку Государя.

После «Апостола» в 1565 году Федоров и Мстиславец двумя изданиями отпечатали в Москве еще одну книгу «Часовник» (в современном наименовании «Часослов»), которая стала самым распространенным в то время учебным пособием. По нему учились грамоте многие поколения юных россиян, книги быстро ветшали и рвались, поэтому до наших дней дошли ее считанные экземпляры, являющие собой артефакты огромной ценности. От первого издания «Часовника» остался всего один экземпляр, хранящийся в Королевской библиотеке в Брюсселе, от второго издания – пять экземпляров, три из которых также находятся за границей.

Значительное время в русской типографской краске следы врага рода человеческого особенно заметны не были (если не считать истории с критикой Фёдорова). Оно и понятно – книги на Руси долгое время издавались исключительно духовные. Но постепенно сначала в Европе, а потом и у нас книгопечатание всё более и более отравлялось ядом «просвещения». Адепты Люцифера (Светоносца) активно убеждали читателя, что именно этот завораживающий и обманчивый свет, ныне вновь проснувшийся в т.н. «голубом огоньке» телевидения, и есть самый что ни на есть настоящий свет, а не тот Свет, Который просвещает всех. Долгое время русский читатель был отгорожен от отравленной европейской типографской краски церковнославянским языком. Именно на нём печатались в основном русские книги, т.к. были книгами православными. Но по мере модернизации языка (и его инновации – т.к. стремления к новому) книгоиздательство всё более и более охватывало литературу «развлекательную», т.с. – светскую.

Интересно, что одним из первых шедевров светкого книгопечатания стали антирусские прокламации.

В 1700 г. купец Ян Тессинг устроил по желанию Петра типографию в Амстердаме. В 1708 г. эта типография была отослана в Россию, но по дороге попала в руки шведов, которые начали печатать разные воззвания к русскому народу.

Это, конечно, курьёз (Кьеркегор понимающе улыбается). В петровское время, кроме духовной литературы типографии печатают в основном учебники, уставы и т.п. государственно необходимые издания.

В то же время к XIX веку духовное книгопечатание всё более ограничивается богослужебной литературой. И лишь с возрождением старчества в России при Паисии Величковском возрождается и обширное духовное книгоиздательство, одним из центров которого становится Оптина пустынь.

Современное православное книгоиздание

Ныне в России православное книжное дело возродилось в небывалых масштабах. Первые православные издательства активно издавали репринты изданных до революции или за рубежом книг. Но со временем стали издаваться и сочинения, которые ходили до этого в рукописях, сборники проповедей и жизнеописания современных подвижников благочестия.

Огромное значение в мире русской православной книги в последнее десятилетие сыграло и возрождение оптинской традиции переводов святых отцов (особенно близких нам по времени) с греческого и других языков православных народов – именно таким трудом занимался в своё время Паисий Величковский.

Ведущим издательством греческой православной богословской мысли в России остаётся издательство «Святая гора», познакомившее русского православного читателя с великим Старцем и духовным писателем современной Греции Паисием Святогорцем. Благодаря работам православных издателей русские христиане познакомились с сочинениями Свт. Николая Сербского, Космы Этолийского, Епифания Феодлорулоса.

Православное книгоиздание в МГО ВООПИиК

Дом Телешева

«Дом Телешева» на Покровском бульваре, где размещается МГО ВООПИиК, известен в России и далеко за её пределами, как крупный центр издания и распространения Православной литературы.

С 1991 года в стенах дома совместно с МГО ВООПИиК работали такие церковные издательства, как «Троицкая книга», «Грамота», «Посад», «Отчий дом», «Благо», «Исток», «Добрые книжки»,  Книжная торговля Спасо-Андронникова монастыря, Подворье Свято-Иоанно-Богословского монастыря, Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, Церковь Софии Премудрости Божией, газета «Русский Вестник».

За 20 лет было издано несколько тысяч наименований духовной литературы различных жанров церковной жизни. Некоторые издания выдержали многократные переиздания.

В стенах дома работали многие известные церковные авторы, публицисты, историки, краеведы.

Издательский совет РПЦ

В Русской Православной Церкви существует Издательский совет, руководящий издательской политикой. Историю официального церковного издательского дела смотрите здесь. В настоящее время Советом руководит митрополит Калужский и Боровский Климент, надавно обратившийся к русским издателям:

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент обратился к издателям с призывом принять участие в сборе книг для формирования комплектов православной и детской литературы.

Уважаемые издатели!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно с издательством «Даниловский благовестник» проводит сбор книг для формирования комплектов православной и детской литературы. Сформированные комплекты будут переданы в период празднования Дня православной книги в марте 2011 г. в больницы г. Москвы.

Приглашаем Вас принять участие в данной акции путем благотворительной передачи имеющейся у Вас литературы. Информация обо всех организациях, принявших участие в акции, будет анонсирована в средствах массовой информации.

О Вашем решении присоединиться к акции необходимо сообщить в Издательский Совет в течении марта текущего года.

С пожеланием помощи Божией в Ваших трудах

+Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

С.Сёмкин

Запись опубликована в рубрике МГО ВООПИиК, Памятные даты с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.